Жанр | RTS, Tycoon | Платформы | PC |
Разработчики | Издатель | ||
Издатель в России | Официальные сайты |
Сижу за решеткой в темнице сырой. Хотя почему, собственно, сырой? Почему среди крыс, без окон и с бешеным охранником, который так и норовит врезать по яйчишкам электрошокером? Нет-нет-нет, такая тюрьма нам не нужна, надо все переделать!
И как переделать? А как нравится, на то он и тайкун. «Prison Architect» шел до релиза очень долго, три последних года он висел в альфа-тестировании, и даже его нынешняя версия далеко не окончательная. Как говорит нам название, мы будем архитекторами тюрьмы. Главное не путать игру с убогими «Prison Tycoon», кроме сеттинга она не имеет с этим хламом ничего общего.
Как я писал об «PA» еще во времена поздних альфа-билдов, эта игра все же не про строительство, хоть это и основная геймплейная часть. Игрок здесь выступает в своеобразной роли бога и дьявола в одном лице. Нигде, ни в одном другом тайкуне, жизни местных NPC так не зависят от воли игрока. Более того, даже их дальнейшая судьба за пределами отстроенных вами тюремных стен тоже зависит от вашего настроения.
Итак…
У вас есть участок земли, несколько рабочих и много-много федеральных грантов и субсидий. На деньги честных налогоплательщиков вам надо построить тюрьму для изоляции некоторых личностей, чтобы они не мешали честным налогоплательщикам спокойно жить. Какой будет тюрьма и что в ней будет – решать только игроку. Лично я разделю тюрьмы на два типа: «Сдерживание» и «Перевоспитание».
Тюрьма, ориентированная на сдерживание, направлена на то, чтобы превратить жизнь заключенных в настоящий ад. Вооруженная охрана, регулярные обыски, многодневное заключение в карцере за малейшие ошибки, ограничения на свидания с родственниками, никакого чистого воздуха и постоянная изоляция в камере без доступа к чистой воде и душу. Ну а еще одноразовое питание одним лишь типом продуктов на протяжении многих лет. Только идиоты и самые конченные бандюганы захотят вернуться в такую тюрьму, когда откинутся, но на то и расчет.
«Перевоспитание», напротив, дает заключенным больше свободы и меньше времени на разговоры самим с собой. Заключенных можно научить грамоте, столярному мастерству, готовке, приборке, дать продвинутое образование, больше времени на чтение и общение с родственниками, а также держать их сытыми и в хорошей форме. Тогда они не вернутся в вашу тюрьму по другой причине – они станут достойными членами общества, когда освободятся, а за примерное поведение даже выйдут пораньше по УДО. Если у вас будут деньги, вы даже можете превратить их одиночную камеру в комфортную квартиру, с душем, компьютером, телевизором, тренажером, телефоном и бильярдным столом, тогда они будут трудиться охотнее.
При этом в игре нет четкого разделения на подобные виды политики, всегда можно совмещать, создавая свою личную программу для заключенных. Кнут может быть жестким, но никак не влиять на количество сахара в прянике.
Выставлять режим дня, зоны перемещения заключенных, посты охраны, уровни наказания и т.д. – это все, конечно, очень весело, но что там с архитектурой? В архитектуре важно исключительно планирование. Создавая тюрьму с нуля, вам надо примерно представлять, что где будет находиться и как работать, иначе вы просто впустую потратите ограниченный денежный фонд. Вот тут будет блок для неопасных преступников, тут для обычных, здесь для очень опасных, тут вот для смертников, а тут для конченных ублюдков. Здесь будет двор, столовая, кухня, изоляторы, кладовки, душевые… ух, всего и не перечислить. В последних обновлениях даже добавили зарплаты для работающих зэков, а также новые комнаты: магазин и почту, где тоже могут работать заключенные и торговать порнушкой шоколадками.
И при этом архитектура базового уровня – это самое простое, что есть в игре. Заставить тюрьму работать, да еще и приносить деньги – вот это задача куда сложнее. Конечно, можно напичкать тюрьму электроникой, чтобы один единственный охранник по щелчку с главного пульта мог контролировать все, что происходит, но это не спасет вас от банкротства.
Получать деньги можно тремя способами:
1) поступления средств от правительства за заключенных и за их освобождение (самая маленькая часть бюджета);
2) выполнение федеральных требований вроде «научить N заключенных грамоте» (большие премии, но одноразовые);
3) Экспорт товаров (регулярные отчисления среднего размера).
К последнему относится все: от лесопилки, что обслуживают рабочие (это, кстати, странно, по идее деревья должны валить заключенные), до мастерской, где заключенные выпиливают кровати и номерные знаки. Но сколько бы они не зарабатывали, все равно вам потребуется больше. Рабочие, охрана, садовники, уборщики и вся администрация – все они очень хотят кушать, а потому регулярно получают зарплату. А ведь еще надо строить, переделывать и постоянно расширять тюрьму!
В общем, работать вам предстоит за двоих. И это прекрасно. Все труды будут компенсированы – большую и успешную тюрьму можно продать и на вырученные средства построить новую, еще лучше.
Минусы, однако у игры никуда не делись. Чем больше народу в ней находится, тем медленнее игра работает, выдавая фризы практически на любой конфигурации железа. ИИ у врачей из лазарета все еще слишком тупой, чтобы воспринимать их всерьез (что такое дверь они не знают, и порой приходится их за ручку выводить из комнат), да и куча багов никуда не пропала. Например, если поместить заключенного в общую камеру, то он там не будет получать почту.
Вместо правки багов и даже банального создания меню (ага, три года прошло, а меню все еще нет), авторы подготовили к релизу два новых режима. «Кампания» представляет из себя расширенное обучение геймплею на пять миссий, первая из которых была еще в старой версии «PA». Тут, конечно, есть и сюжет, но он, откровенно говоря, не так важен, как то, чему он учит.
Второй режим, «Побег», представляет из себя упрощенную версию игры «The Escapists». Включаете режим, подгружаете либо свою тюрьму, либо тюрьму своих друзей и, играя за одного из заключенных, стараетесь из нее сбежать. Средства у вас ровно те же, что и у рядовых заключенных, с той лишь разницей, что персонаж может качаться. Например, учиняя разгром, подстрекая заключенных к бунту и ввязываясь в драки, вы скопите определенную репутацию, которую можно потратить либо на собственное усиление характеристик, либо на вербовку других заключенных в свою банду. Когда силы и банда подкопятся, можно устроить самый настоящий бунт, перебить охрану и сбежать. Впрочем, есть способ и хитрее, которым пользуются обычные заключенные – через унитаз прокопать туннель наружу. Способ долгий и не безопасный – один единственный обыск и копать будет нечего и нечем.
На самом деле от этого режима я ожидал нечто большего. Ну там, взрывчатки, чтобы стены взрывать, подкуп охраны, маскировка и т.д. Но по сути все, что игроку надо делать – это ломать мебель и бить морды. Его персонаж не нуждается ни во сне, ни в еде, а значит может творить непотребства сколько угодно. Жаль, могло быть куда лучше.
Но даже это далеко не все проблемы. Например, почему те кровати, которое делают заключенные в мастерской, нельзя расставить в камерах? Почему в игре нет двухъярусных кроватей, которые есть во всех настоящих тюрьмах? А ведь фанаты уже давно сделали с ними мод, так почему авторы тянут резину?
В игре потенциала хватит еще на сотню обновок, собственно потому я и продолжаю строить. Любая новая тюрьма – это вызов, и не только менеджерскому и архитекторскому таланту, но и морали. Как я написал в начале, все зависит от конкретного игрока. Нельзя сделать универсальную тюрьму, потому что каждый будет строить ее в зависимости от того, каким он видит пребывание там заключенных. Довести до белого каленья бедных зеков легко, но вот излечить израненные черные души – это дорого и сложно.